Книжная выставка "Педагоги, изменившие мир"

Книжная выставка "Педагоги, изменившие мир"

Абонемент Башкирской республиканской специальной библиотеки для слепых имени Макарима Хусаиновича Тухватшина представляет вниманию гостей и читателей книжную выставку «Педагоги, изменившие мир», посвященную 135-летию со дня рождения педагога и писателя А.С. Макаренко и 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского.

Вторая половина XIX в. — это начало нового этапа в развитии науки и искусства, литературы и живописи, музыки и театра, всей русской культуры. К этому периоду относится возникновение общественно-педагогического движения. На широкое обсуждение были поставлены коренные вопросы образования и педагогики: цели и задачи воспитания, содержание обучения на различных его ступенях, философские и психологические основы педагогики и многие другие. В процессе сложных и противоречивых исканий формировалась педагогическая теория.

В достаточно сложных условиях осуществлялись научные искания русских педагогов. Они внимательно следили и за развитием педагогической мысли Запада. В России были изданы переводы основных работ западных философов и педагогов А. Лая, Г. Кершенштейнера, О. Вильмана, Э. Меймана, Д. Дьюи, многих других педагогов. В конце XIX - начале XX в. русскими педагогами были созданы ценные работы, обогащавшие мировую педагогическую мысль. Особенно много достижений отмечалось в русской теории образования, частной дидактике и методиках.

Многие черты советской школы принципиально отличали ее от школы дореволюционной. В первые десятилетия были окончательно устранены сословность и частное предпринимательство на ниве просвещения. Не стало тупиковых учебных заведений: в системе образования реализовался принцип преемственности школ различных ступеней. Образование стало доступным детям беднейших слоев населения. Неуклонно ширился охват детей школьного возраста обязательным обучением. За планом всеобщего начального обучения последовал и план всеобщего неполного, а затем и план всеобщего среднего образования.

Радикальным образом отличались в советское время от прошлого научно-педагогические исследования. Если до революции их проводили отдельные ученые и немногочисленные кафедры педагогики, то в советской России наука о воспитании человека стала делом государственной важности.

В тяжелейшие годы Великой Отечественной войны (1943) была образована Академия педагогических наук РСФСР, преобразованная затем (1966) во Всесоюзную академию педагогических наук.

С годами, по мере развития образования и культуры в советском обществе влияние партийности ослабевало, хотя внешние признаки ее всесилия сохранялись.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870) считается основоположником отечественной педагогики. Он создал стройную, оригинальную педагогическую теорию, охватившую все основные проблемы педагогики, разработал психологические предпосылки воспитания. Он впервые пробудил в широких кругах интерес к педагогической литературе и дал толчок мощному развитию русской педагогической мысли.

После окончания Новгород-Северской гимназии, К.Д. Ушинский поступает на юридический факультет Московского университета, который блестяще заканчивает в возрасте двадцати двух лет в 1844 году. Сразу после окончания университета он назначается исполняющим обязанности профессора камеральных наук (включающих общее понятие о праве, элементы науки о хозяйстве, финансового права, государственного права) в Ярославском юридическом лицее.

В 1854 году К.Д. Ушинский получает назначение сначала учителем, а затем инспектором Гатчинского сиротского института, где старается улучшить постановку обучения и воспитания.

В 1859 году, Константин Дмитриевич назначается инспектором классов смольного института благородных девиц, где он проводит реформу – вводит новый учебный план, делает главными предметами русский язык, естественные науки, проводит опыты на уроках биологи и физики. К сожалению, летом 1862 года, К.Д Ушинский был уволен и направлен в длительную командировку за границу для изучения женского образования за рубежом.

После возвращения в Россию он прожил не долго, скончался в возрасте сорока семи лет в 1870 году.

К.Д. Ушинский считал, что педагогическая теория должна являться обобщением педагогического опыта, быть основанной на философии, пользоваться данными целого ряда наук (анатомией, физиологией, психологией, историей и др.).

Формирование активной, творческой личности и подготовку человека к труду он считал целью воспитания. Говоря о независимости науки и школы от церкви, он в то же время не отрицал положительной роли религии в процессе воспитания.

К.Д. Ушинский говорил о том времени, когда педагог будет учителем и психологом в одном лице и подчеркивал необходимость связи педагогики с другими науками, изучающими человека. Он считал, что для воспитания полноценного во всех отношениях человека, его самого следует изучать так же во всех отношениях. Реализуя это требование, он разработал труд по педагогической психологии – «Человек ка предмет воспитания». Сам стремился исходить из опыта, придавал большое значение наблюдению и заявлял, что нельзя выдумывать систему воспитания или заимствовать ее у других народов, необходимо создать ее творческим путем.

Цель воспитания К.Д. Ушинский формулировал как подготовку нравственного человека и гражданина. В основу нравственности он ставил труд, деятельность, направленную на благо общества. Нравственное воспитание должно развить в детях уважение и любовь к людям, искреннее, доброжелательное отношение к ним.

Средствами нравственного воспитания по К.Д. Ушинскому являются: обучение; личный пример учителя; убеждение, которому он придавал очень большое значение; умелое обращение с учащимися (педагогический такт); меры предупреждения; поощрения и взыскания.

Взгляды К.Д. Ушинского на труд определяют многие моменты его педагогической системы (вопрос о воспитании чувства долга, протест против забавляющей педагогики, развитие самостоятельного мышления детей, приучение учащихся к преодолению трудностей в процессе обучения и т.д.).

К.Д. Ушинский создал оригинальную педагогическую систему, в основу которой положил принцип народности. Под народностью он понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями. Воспитание должно развивать у детей любовь к родине, чувство народного достоинства, чувство долга перед родиной, любовь к героическому прошлому родины, к ее замечательным деятелям, писателям, ученым.

Лучшим выражением народности К.Д. Ушинский признал родной язык. Его статья «Родное слово» - это лучшее в мировой педагогике страницы, посвященные вопросу о значении родного языка в процессе воспитания. Родной язык, как указывал К.Д. Ушинский, - это не только лучший выразитель духовных свойств народа, но и лучший духовный наставник, учивший народ еще тогда, когда не было ни книг, ни школ. Усваивая родной язык, ребенок воспринимает не одни только звуки, их сочетания и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрений, чувств, художественных образов.

Составленные К.Д. Ушинским учебники «Родное слово» и «Детский мир» - произвели настоящий переворот в начальном обучении детей и в учебной литературе. Большое значение К.Д. Ушинский придавал ознакомлению детей со сказками, былинами, народными песнями, пословицами, загадками. Из произведений русских писателей он рекомендовал доступные для детей избранные сочинения Пушкина, Крылова, Лермонтова, Кольцова и других. Его система нравственного воспитания исключала авторитарность и строилась на силе положительных примеров и сотрудничестве педагога и воспитанников.

Константин Дмитриевич считал необходимым объединить обучение и воспитание с учетом возрастных особенностей обучающихся и использованием деятельностного подхода. Он подчеркивал значимость разнообразия деятельности, настаивая на том, что ребенок утомляется не деятельностью, а ее однообразием.

Антон Семенович Макаренко (1888—1939) – отечественный педагог, который разработал теорию и методику воспитания в коллективе, на практике осуществил соединение обучения с производительным трудом учащихся. Родился А.С. Макаренко в г. Белополье, бывшей Харьковской губернии. В 1905 году, после окончания училища и педагогических курсов начинает работать учителем в железнодорожном училище. В эти годы складывается его марксистское мировоззрение. Большое влияние на него оказывают произведения А.М. Горького.

В 1914 году А.С. Макаренко поступает в Полтавский учительский институт, который оканчивает с золотой медалью. Он восторженно встречает революцию 1917 года.

В 1920 году по поручению отдела народного образования Полтавской губернии он организовывает колонию для несовершеннолетних правонарушителей и руководит ею. В течение 3-4 лет, она стала образцовым воспитательным учреждением - «Трудовой колонией имени А. М. Горького».

В 1927 году А.С. Макаренко участвует в организации детской трудовой коммуны имени Ф. Э. Дзержинского в поселке Новый Харьков, которой будет руководить после ухода из колони.

В коммуне имени Дзержинского использовались новые методы трудового воспитания. Раньше, в колонии имени Горького, применялся сельскохозяйственный труд и работа в мастерских (столярной, слесарной, сапожной и др.). В коммуне имени Дзержинского было организовано промышленное производство — здесь впервые в СССР начали изготовлять фотоаппараты марки «ФЭД» и электросверла. Воспитанники коммуны работали на предприятиях по 4 часа в день и учились в средней школе, существовавшей коммуне, соединяя образование с производительным трудом.

Впоследствии А.С. Макаренко был назначен заведующим учебно-воспитательной частью трудовых колоний Украины и переехал в Киев, а затем, поселившись в Москве, целиком занялся литературной деятельностью — обобщением педагогической деятельности в колонии имени А. М. Горького и коммуне имени Ф.Э. Дзержинского.

В 1933—1935 годах была напечатана «Педагогическая поэма», в 1937 году появилась в печати «Книга для родителей» — художественно-педагогическое произведение, освещающее вопросы семейного воспитания.

В 1938 году было напечатано еще одно художественно-педагогическое произведение А.С. Макаренко, изображающее жизнь коммуны имени Дзержинского,— «Флаги на башнях».

Вместе с педагогическими трудами, А.С, Макаренко написал ряд рассказов для детей и юношества, помещенных в различных журналах, и много литературоведческих и публицистических статей, которые печатались в газетах «Правда», «Известия», «Литературная газета».

А.С. Макаренко высоко ценил педагогику, считал ее самой диалектической и сложной наукой. Он с уважением относился к педагогическим идеям виднейших прогрессивных педагогов прошлого.

Основным принципом педагогической системы А.С. Макаренко является социалистический гуманизм.

А.С. Макаренко считал, что личность человека нельзя воспринимать без общества, но всегда умел видеть в каждом его особенности и индивидуальность.

Вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизма был ведущим, коренным вопросом советской педагогики с первых же дней ее существования. Воспитание в коллективе и через коллектив — это центральная идея педагогической системы А.С. Макаренко.

Важную роль в жизни коллектива А.С. Макаренко отводил игре и писал, что игра в детском возрасте имеет большое значение. Необходимым фактором воспитания в педагогической системе А.С. Макаренко является труд. Трудовая деятельность воспитанников занимала большое место в руководимых им учреждениях; она непрестанно развивалась и совершенствовалась. Он считал, что в процессе трудовой деятельности детей надо развивать их умение ориентироваться, планировать работу, бережно относиться ко времени, к орудиям производства и к материалам, добиваться высокого качества работы.

Главнейшим условием семейного воспитания А.С. Макаренко считал наличие полной семьи, крепкого коллектива, где отец и мать живут дружно между собой и с детьми, где царствуют любовь и взаимное уважение, где имеет место четкий режим и трудовая деятельность.

А. С. Макаренко — педагог-новатор педагогики советского периода. Он дал новое толкование ряду педагогических вопросов и детально разработал выдвинутые ранее, но недостаточно разработанные до него советской педагогикой проблемы (воспитание в коллективе, семейное воспитание и др.), успешно применял в теории и на практике воспитания диалектико-материалистические принципы. Руководящим принципом всей его педагогической деятельности была преданность социалистической Родине и Коммунистической партии.

На выставке представлены издания из фондов специальной библиотеки для слепых.

Тактильные рукодельные книги:

Ушинский, Константин.

Дети в роще [Тактильное издание] : сказка : книжка-игрушка ; рукодельная книга / К. Ушинский ; Учалы ЦБС ; Тимур Бахтигареев (13 лет) ; под руковод. З. А. Бакировой .— Учалы, 2018 .— 7 л. : ил. ; картон, ткань, поделки из флиса, игрушки + текст ППШ , РТШ ; 37х27 см. — Книга изготовлена в рамках Республиканского творческого конкурса среди детей-инвалидов, проводимого БРСБС в 2018 г. "Талантливы вместе" ; номинация "Семейный ларец". (0+).

Ушинский, К. Д.

Рельефно-точечные издания по Брайлю:

Рассказы и сказки [Шрифт Брайля] : избранные рассказы / К. Д. Ушинский ; Российская государственная библиотека для слепых ; [изд. подг. Е. Г. Глазуновой ; оформл. М. В. Бурова] .— М., 2019 .— 1 кн.; 1 л. рельефно-граф. ил. — Перепеч.: М.: Стрекоза, 2000 .— (6+).

Макаренко, А. С. .

Флаги на башнях [Шрифт Брайля] : роман / А. С. Макаренко .— 1-е изд. по Брайлю .— М. : МИПО Репро, 2015 .— 8 кн. — Перепеч.: М. : Московский рабочий, 1980.- (12+) .— ISBN 978-5-7693-0703-4.

Макаренко, А. С.

Педагогическая поэма [Шрифт Брайля] / А. С. Макаренко .— Москва : МИПО Репро, 2022 .— 12 кн. — Перепеч.:М.: АСТ, 2020. - (12+) .— ISBN 978-5-907529-40-3.

«Говорящие» книги на электронных носителях:

Ушинский, К.

Сказки [Электронный ресурс] / К. Ушинский .— М. : Логосвос, 2014 .— 1 фжд : Формат MP3 .— С жесткого диска № 5. — ISBN 978-5-419-01290-5.

Ушинский, К.

Сказки [Электронный ресурс] / К. Ушинский ; чит. В. Самойлов .— 1 фк. — С изд.: М.: Дет. лит., 1984.

Ушинский, К. Д.

Макаренко, Антон Семенович.

Педагогическая поэма [Звукозапись] / А.С. Макаренко ; чит. В. Сушков .— М. : Логос ВОС, 1994 .— 8 мфк. (30 ч 18 м 14 с ): 2, 38 см/с, 4 дор. — С изд.: М.: ИЗВЕСТИЯ, 1969.

Макаренко, А.

Педагогическая поэма [Электронный ресурс] / А. Макаренко .— М. : Логосвос, 2013 .— 1 фжд : Формат MP3 .— С жесткого диска № 4 .— ISBN 978-5-419-00843-4.

Плоско-печатные издания:

Рассказы о зверятах [Текст] / К. Д. Ушинский .— М. : РОСМЭН, 2017 .— 32 с. : цв. ил. — (Детская библиотека РОСМЭН) .— (0+) .— ISBN 978-5-353-08589-8.

Ушинский, К.Д.

Детский мир: Сб. [Текст] : Хрестоматия / К.Д. Ушинский .— М. : ЭКСМО, 2005 .— 672 с. : ил. — (Сер. "Дет. б-ка") .— ISBN 5-699-12278-8.

Ушинский, Константин.

Четыре желания [Текст] / К. Ушинский .— М. : ЭКСМО, 2007 .— 160 с .— (Все произведения для начальной школы) .— ISBN 978-5-699-21201-9 (47,00)

Ушинский, К.

Рассказы и сказки [Текст] : сборник / К. Ушинский .— М. : Логосвос, 2021 .— 251 с. — (Круг чтения. Издание для слабовидящих) .— Перепеч.: М.: Детская литература, 2014 .— (12+) .— ISBN 978-5-419-05122-5.

 

Поделиться

Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.