Рекомендательный список литературы для воспитателей детских садов
Башкирской республиканской специальной библиотекой дляслепых издан Рекомендательный список литературы для воспитателей детских садов,работающих со слабовидящими детьми «Маленькие радостиоткрытий».
Дети с нарушением зрения имеют недостаточнопредставлений о предметах и явлениях окружающейдействительности. Из-за нарушения зрения они плохо видяти не выделяют конкретные признаки и свойства предметов:их форму, величину, цвет и пространственное расположение.В связи с этим важно в период дошкольного возрастанаучить их, пользуясь неполноценным зрением, правильно зрительновыделять важные, существенные признаки и свойства. Эти задачи должнырешаться на специальных коррекционных занятиях.
Содержание коррекционной работы – это тотфактический материал, который должны усвоить дети, на базе которогоони смогут адекватно ориентироваться в окружающей действительностии успешно войти в общеобразовательный процесс.
Что может помочь ребенку с нарушенным зрениемв той или иной степени компенсировать дефицит информацииоб окружающем мире? Очевидно, необходимо создать адекватную среду,позволяющую развивать органы чувств и в первую очередь эторазвитие тактильных ощущений.
Неполноценность зрения ограничивает возможностицеленаправленного наблюдения. Нормально видящий ребенок задолгодо обучения в школе в условиях повседневной жизнии игровой деятельности овладевает приемами и способамизрительного наблюдения и обозрения окружающего мира. Все этоспособствует развитию основных операций мышления: анализа и синтеза.Зрительное ощущение, ассоциируясь с осязательными, слуховымии другими ощущениями, доставляет массу впечатлений. Эти впечатленияявляются важной основой развития образного мышления детей.
Дети с нарушением зрения, поступающиев детский сад, имеют недостаточно представлений о предметахи явлениях окружающей действительности. Из-за нарушения зрения ониплохо видят и не выделяют конкретные признакии свойства предметов: форму, цвет, величину, пространственное положение.В связи с этим важно в период дошкольного детстванаучить их, пользуясь неполноценным зрением, правильно зрительновыделять важные, существенные признаки и свойства.
Наиболее важной и актуальной проблемой педагоговспециализированных дошкольных учреждений является формирование у детейс патологией зрения точных и реальных представленийоб окружающем мире. Если эти представления не будутсформированы в дошкольном возрасте, не будут иметь целостныйхарактер, то процесс обучения в школе слабовидящего ребёнкабудет сильно затруднён. Чтобы помочь выше изложенной проблеме, необходимодополнить неправильные зрительные представления о предметахи явлениях окружающей действительности информацией, полученнойс других анализаторов. В процессе восприятия предметного мираслепые и слабовидящие дети используют сохранившиеся анализаторы.С их помощью компенсируется тот недостаток информации,который обусловлен отсутствием или значительным понижением функции зрения.Решающую роль в познании окружающих предметов играет осязание.
Для эффективности обучения слепых и слабовидящихдетей получать информацию о предметном мире через осязание необходимоприбегать к игре, так как именно игра является ведущим видомдеятельности в дошкольном возрасте.
В Рекомендательном списке литературы длявоспитателей детских садов, работающих со слабовидящими детьми«Маленькие радости открытий» приведен список литературы(книги и статьи из профессиональной периодики), знакомствос которой поможет разобраться с особенностями физическогои психического здоровья детей с нарушением зрения.Воспользоваться опытом работы ведущих специалистов, применить новые эффективныеформы и методы коррекционной работы с дошкольниками.Литература в списке расположена в порядке алфавита авторови названий.
Мы готовы выполнить заявки воспитателейна любую литературу из этого рекомендательного списка.