Книжная выставка произведений Николая Лескова

Книжная выставка произведений Николая Лескова

Абонемент Башкирской республиканской специальной библиотеки для слепых имени Макарима Хусаиновича Тухватшина представляет вниманию своих гостей и пользователей книжную выставку «Писатель – праведник», посвященную 190-летию со дня рождения русского писателя, публициста, литературного критика Николая Семёновича Лескова 

Николай Лесков начинал карьеру как казенный служащий, а свои первые произведения — публицистические статьи для журналов — написал лишь в 28 лет. Он создавал повести и пьесы, романы и сказы — произведения в особом художественном стиле, основоположниками которого сегодня считаются Николай Лесков и Николай Гоголь.

Писец, столоначальник, губернский секретарь

Николай Лесков родился в 1831 году в селе Горохово Орловского уезда. Его мать, Марья Алферьева, принадлежала к дворянскому роду, родственники по отцовской линии были священниками. Отец будущего писателя, Семен Лесков, поступил на службу в Орловскую уголовную палату, где получил право на потомственное дворянство.

До восьми лет Николай Лесков жил у родственников в Горохове. Позже родители забрали мальчика к себе. В десять лет Лесков поступил в первый класс Орловской губернской гимназии. Учиться в гимназии ему не нравилось, и мальчик стал одним из отстающих учеников. После пяти лет обучения он получил справку об окончании лишь двух классов. Продолжать образование было невозможно. Семен Лесков пристроил сына писцом в Орловскую уголовную палату. В 1848 году Николай Лесков стал помощником столоначальника.

Год спустя он переехал в Киев к своему дяде Сергею Алферьеву — известному профессору Киевского университета, практикующему терапевту. В Киеве Лесков увлекся иконописью, изучал польский язык, вольнослушателем посещал лекции в университете. Работать его определили в киевскую Казенную палату помощником столоначальника по рекрутскому столу. Позже Лесков был произведен в коллежские регистраторы, потом получил должность столоначальника, а затем стал губернским секретарем.

Николай Лесков уволился со службы в 1857 году — он «заразился модною тогда ересью, за которую не раз осуждал себя впоследствии… бросил довольно удачно начатую казенную службу и пошел служить в одну из вновь образованных в то время торговых компаний». Лесков начал работать в компании «Шкотт и Вилькенс» — фирме своего второго дяди, англичанина Шкотта. Николай Лесков часто отправлялся по делам в «странствия по России», в поездках он изучал диалекты и быт жителей страны.

Писатель-антинигилист

В 1860-е годы Лесков впервые взялся за перо. Он писал статьи и заметки для газеты «Санкт-Петербургские ведомости», журналов «Современная медицина» и «Экономический указатель». Своей первой литературной работой сам Лесков называл «Очерки винокуренной промышленности», напечатанные в «Отечественных записках».

В начале своей карьеры Лесков работал под псевдонимами М. Стебницкий, Николай Горохов, Николай Понукалов, В. Пересветов, Псаломщик, Человек из толпы, Любитель часов и другими. В мае 1862 года Николай Лесков под псевдонимом Стебницкий опубликовал в газете «Северная пчела» статью о пожаре в Апраксином и Щукином дворах. Автор критиковал и поджигателей, которыми считались бунтовщики-нигилисты, и правительство, которое не может поймать нарушителей и потушить пожар. Обвинение властей и пожелание, «чтобы присылаемые команды являлись на пожары для действительной помощи, а не для стояния», рассердили Александра II. Чтобы уберечь писателя от царского гнева, редакция «Северной пчелы» отправила его в длительную командировку.

Николай Лесков побывал в Праге, Кракове, Гродно, Динабурге, Вильне, Львове, а затем уехал в Париж. Вернувшись в Россию, он опубликовал серию публицистических писем и очерков, среди них — «Русское общество в Париже», «Из одного дорожного дневника» и другие.

В 1863 году Николай Лесков написал свои первые повести — «Житие одной бабы» и «Овцебык». В то же время в журнале «Библиотека для чтения» вышел его роман «Некуда». В нем Лесков в своей характерной сатирической манере рассуждал о новых нигилистических коммунах, быт которых казался писателю странным и чуждым. Произведение вызвало острую реакцию критиков, а роман на долгие годы предопределил место писателя в творческом сообществе — ему приписывали антидемократические, «реакционные» взгляды.

Позже вышли повести «Леди Макбет Мценского уезда» и «Воительница» с яркими образами главных героинь. Тогда начал складываться особый стиль писателя — разновидность сказа. Лесков использовал в произведениях традиции народного сказа и устного предания, использовал прибаутки и разговорные слова, стилизовал речь своих героев под разные диалекты и старался передать особые интонации крестьян.

В 1870 году Николай Лесков написал роман «На ножах». Новое произведение против нигилистов автор считал своей «наихудшей» книгой: чтобы издать ее, писателю пришлось несколько раз редактировать текст. Он писал: «В этом издании чисто литературные интересы умалялись, уничтожались и приспосабливались на послуги интересам, не имеющим ничего общего ни с какою литературой». Однако роман «На ножах» стал важным произведением в творчестве Лескова: после него основными героями произведений писателя стали представители русского духовенства и поместного дворянства.

«После злого романа «На ножах» литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью или, скорее, иконописью, — он начинает создавать для России иконостас ее святых и праведников».

Максим Горький

«Жестокие произведения» о русском обществе

Одним из самых известных произведений Лескова стал «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» 1881 года. Критики и писатели тех лет отметили, что «рассказчику» в произведении присущи сразу две интонации — и хвалебная, и язвительная. Лесков писал: «Еще несколько лиц поддержали, что в моих рассказах действительно трудно различать между добром и злом и что даже порою будто совсем не разберешь, кто вредит делу и кто ему помогает. Это относили к некоторому врожденному коварству моей натуры».

Осенью 1890 года Лесков завершил повесть «Полунощники» — к тому времени у писателя в корне поменялось отношение к церкви и священникам. Под его критическое перо попал проповедник Иоанн Кронштадский. Николай Лесков писал Льву Толстому«Повесть свою буду держать в столе. Ее, по нынешним временам, верно, никто и печатать не станет». Однако в 1891 году произведение опубликовали в журнале «Вестник Европы». Критики ругали Лескова за «невероятно причудливый, исковерканный язык», который «претит читателю».

В 1890-е годы цензура почти не выпускала остросатирические произведения Лескова. Писатель говорил: «Мои последние произведения о русском обществе весьма жестоки. «Загон», «Зимний день», «Дама и фефела»… Эти вещи не нравятся публике за цинизм и правоту. Да я и не хочу нравиться публике». Романы «Соколий перелет» и «Незаметный след» вышли лишь отдельными главами.

В последние годы жизни Николай Лесков готовил к изданию собрание собственных сочинений. В 1893 году их выпустил издатель Алексей Суворин. Николай Лесков умер два года спустя — в Петербурге от приступа астмы. Его похоронили на Волковском кладбище.

Текст https://www.culture.ru/persons/8216/nikolai-leskov

На выставке представлены книги, изданные рельефно-точечным шрифтом:

Лесков, Н.С. Сочинения [Шрифт Брайля]: В 3 т. Т. 1. Повести и рассказы. — 1-е изд. по Брайлю. — М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1990. — 7 кн. — Перепеч.: М.: Худ. лит., 1980.

Лесков, Н.С. Сочинения [Шрифт Брайля]: В 3 т. Т. 2. Повести и рассказы (1875-1887). — 1-е изд. по Брайлю. — М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1991. — 11 кн. — Перепеч.: М.: Худ. лит., 1980.

Лесков, Н.С. Сочинения [Шрифт Брайля]: В 3 т. Т. 3. Повести. Рассказы. Легенды (1885-1895). — 1-е изд. по Брайлю. — М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1992. — 11 кн. — Перепеч.: М.: Худ. лит., 1980.

Лесков, Николай. Детские годы (Из воспоминаний Меркула Праотцева) [Текст Брайля]: повесть / Н. Лесков; ред. Е. О. Маленкова. — СПб: Чтение ВОС, 2011. — 3 кн. — Перепеч.: М.: Художественная литература, 1957.

Лесков, Н. С.  На ножах [Шрифт Брайля]: Роман: В 6 кн. / Н.С. Лесков. — М.: Репро, 2001. — 16 кн. — Перепеч.: М.: Рус. кн., 1994.

Лесков, Н. С. Левша [Шрифт Брайля]: повесть и рассказы / Н. С. Лесков. — М: МИПО Репро, 2020. — 2 кн. — (Библиотека школьника). — Перепеч.: М.: Стрекоза, 2017. — (12+) .

Лесков, Н.С. Соборяне [Шрифт Брайля]: хроника. — М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1989. — 6 кн. — Перепеч.: М.: Худ. лит., 1988.

«Говорящие» книги на оптических СD-дисках:

Лесков, Н. С. Повести и рассказы [Электронный ресурс] / Н.С. Лесков; чит. В. Герасимов. — М.: АРДИС, 2003. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): 9 ч 54 м. — Формат МР3. — Содерж.: Очарованный странник; Левша; Леди Макбет Мценского уезда; Человек на часах; Тупейный художник; Зверь.

Лесков, Н.С. Левша [Электронный ресурс] / Н.С. Лесков. — СПб: Вира-М, 2007. — 1 электрон опт диск (CD-ROM): 1 ч 26 м. — Формат МР3. — Исп. актёры театров и дикторы радио.

Лесков, Н. С. Левша [Электронный ресурс]: аудиоспектакль для людей с ослабленным зрением, запись 1979 г. / Н. С. Лесков; постановка М. Яншина. — М.: ФГУК "Мелодия", 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): Формат МР3. — (Литературный салон НФПП).

Лесков, Н. С. Очарованный странник [Звукозапись]: роман / Н.С. Лесков; чит. Е. Каменецкий. — М.: ООО "Аудиокнига", 2008. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): Формат МР3. — (Сер. "Школьная б-ка"). — (12+).

Лесков, Н. С. Рассказы кстати [Электронный ресурс] / Н.С. Лесков; чит. В. Герасимов. — М.: АРДИС, 2007. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): 9 ч 54 м. — Формат МР3. — (Х1Х век. Русская проза).

Лесков, Н.С. Тупейный художник; Левша [Звукозапись]: рассказы / Н. С. Лесков; чит. Е. Каменецкий. — М.: ООО "Аудиокнига", 2008. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): Формат МР3. — (Сер. "Школьная б-ка"). — (12+).

«Говорящие» книги на флешкартах:

Лесков, Н. С. Грабеж [Звукозапись]: рассказ / Н. С. Лесков; чит. Л. Хохряков. — М.: Треола, 2019. — 1 фк. (12 ч 04 мин). — С изд.: Запись с ориг. ООО "Треола", 2019.

В одной обложке с: Заячий ремиз [Звукозапись]: рассказ / Н. С. Лесков; чит. С. ФедоровОвцебык [Звукозапись]: рассказ / Н.С. Лесков; чит. Д. Кинге.

Лесков, Н. С. Очарованный странник. Левша. Леди Макбет Мценского уезда. Человек на часах. Тупейный художник. Зверь [Электронный ресурс]: повести и рассказы / Н. С. Лесков; чит. Ю. Заборовский. — 1 фк (13 ч 14 мин).

Книги, изданные плоско-печатным шрифтом:

Лесков, Н.С. Собрание сочинений. Т.1. Некуда [Текст]: роман / Н.С. Лесков. — М.: АО «Экран», 1993. — 720 с. 

Лесков, Н.С. Собрание сочинений. Т.3. Публицистика [Текст]: переписка Н.С. Лескова с Л.Н. Толстым / Н.С. Лесков. — М.: АО «Экран», 1993. — 480 с. 

Лесков, Н.С. Собрание сочинений. Т.4. Соборяне [Текст]: хроника / Н.С. Лесков. — М.: АО «Экран», 1993. — 640 с.

Лесков, Н.С. Собрание сочинений. Т.6. Рассказы [Текст] / Н.С. Лесков. — М.: АО «Экран», 1993. — 544 с.

Лесков, Н.С. Повести и рассказы [Текст]: сборник / Н.С. Лесков. — Уфа: Баш. книжное изд-во, 1989. — 432 с. 

Лесков, Н. С. Левша: сказ о тульском косом левше и о стальной блохе [Текст] / Н. С. Лесков. — М.: Логос, 1998. — 87 с. — (Круг чтения. Издание для слабовидящих).

Лесков, Н. С. Левша [Текст]: рассказы / Н. С. Лесков. — М.: Искателькнига, 2017. — 95 с. — (Школьная классика). — (12+).

Лесков, Н. С. Левша [Текст]: повесть и рассказы / Н. С. Лесков. — М.: Логосвос, 2019. — 257 с. — (Круг чтения. Издание для слабовидящих). — Перепеч.: М.: АСТ, 2017.  — (12+). 

Лесков, Н. С. Леди Макбет Мценского уезда [Текст]: [повести, рассказы] / Н.С. Лесков. — СПб.: Азбука: Азбука-Аттикус, 2018. — 576 с. — (Мировая классика). — (12+). — Содерж.: Леди Макбет Мценского уезда; Очарованный странник; Несмертельный голован; Левша; Привидение в Инженерном замке; Тупейный художник; Человек на часах; Скоморох Памфалон; Полунощники; Заячий ремиз.

Лесков, Н. С. Тупейный художник [Текст]. — М.: Логос, 1998. — 58 с. — (Круг чтения. Издание для слабовидящих).

Поделиться

Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.