Книжная выставка "Мистическая сила мастера"

Книжная выставка "Мистическая сила мастера"

Абонемент Башкирской республиканской специальной библиотеки для слепых имени Макарима Хусаиновича Тухватшина представляет вниманию гостей и пользователей книжную выставку «Мистическая сила мастера», посвященную 130-летию со дня рождения Михаила Булгакова.

Михаил Афанасьевич Булгаков родился 15 мая 1891, в городе Киев, Российской империи. Умер 10 марта 1940 года в городе Москва, СССР.Русский писатель советского периода, драматург, театральный режиссёр и актёр. Автор романов, повестей и рассказов, пьес, киносценариев, множества фельетонов в 1920-е годы.

Известные произведения Булгакова: «Собачье сердце», «Записки юного врача», «Театральный роман», «Белая гвардия», «Роковые яйца», «Дьяволиада», «Иван Васильевич» и роман, принёсший писателю мировую известность, — «Мастер и Маргарита», который был несколько раз экранизирован как в России, так и в других странах.

В 1909 году Михаил Булгаков окончил Первую киевскую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета. Выбор профессии врача объяснялся тем, что оба брата матери, Николай и Михаил Покровские, были врачами, один — в Москве, другой — в Варшаве, оба хорошо зарабатывали. Михаил — терапевт, был врачом Патриарха Тихона, Николай — гинеколог — имел в Москве прекрасную практику. Булгаков в университете учился 7 лет — имея освобождение по состоянию здоровья (почечная недостаточность), подавал рапорт для службы врачом на флоте и после отказа медицинской комиссии попросил послать его добровольцем Красного Креста в госпиталь. 31 октября 1916 года получил диплом об утверждении «в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи, сей степени присвоенными».

В 1913 году Михаил Булгаков женился на Татьяне Лаппе (1892—1982). После начала Первой мировой войны Булгаков несколько месяцев работал врачом в прифронтовой зоне. Будучи в составе российской армии, он работал военным врачом во время Брусиловского прорыва, пребывая в Каменце-Подольском, а затем — в Черновцах. Затем он был направлен на работу в село Никольское Смоленской губернии, после чего работал врачом в Вязьме.

С 1917 года Булгаков стал употреблять морфий, сначала с целью облегчить аллергические реакции на антидифтерийный препарат, который принял, опасаясь дифтерии после проведённой операции. Затем приём морфия стал регулярным. Это состояние отразилось в рассказе «Морфий», завершенном в 1927. Черновик будущего произведения под названием «Недуг» Булгаков, по свидетельству первой жены, набрасывал во время болезни. Именно Татьяна Лаппа в конце концов помогла будущему писателю избавиться от пагубного пристрастия, терпела его истерики и впрыскивала дистиллированную воду вместо морфия.

Весной 1918 года Булгаков возвратился в Киев, где начал частную практику как врач-венеролог.

Во время Гражданской войны в последние дни Гетманата (декабрь 1918 года) записался добровольцем (по иным сведениям, был мобилизован) в офицерские дружины для защиты Киева от войск Директории. В феврале 1919 года Булгаков был мобилизован как военный врач в армию Украинской Народной Республики. Затем, по своим воспоминаниям, работал врачом Красного Креста. После взятия Киева Добровольческой армией в августе 1919 года ушёл в Вооружённые силы Юга России и был назначен военным врачом в 3-й Терский казачий полк, в рядах которого принимал участие в боевых действиях на Северном Кавказе против восставших горских племён. Печатался в газетах («Грядущие перспективы»). Во время отступления Добровольческой армии в начале 1920 года был болен тифом и поэтому вынужденно не покинул страну. После выздоровления, во Владикавказе, появились его первые драматургические опыты, — двоюродному брату он писал 1 февраля 1921 года: «Я запоздал на 4 года с тем, что я должен был давно начать делать — писать».

В декабре 1917 года Булгаков впервые приехал в Москву к своему дяде, известному московскому врачу-гинекологу Покровскому, ставшему прототипом профессора Преображенского из повести «Собачье сердце». C 18 февраля 1934 года Булгаковы жили в доме 3/5 по ул. Фурманова (ныне — Нащокинский переулок). Подробнее о московских адресах Булгакова см. далее.

В конце сентября 1921 года М. А. Булгаков окончательно переехал в Москву и начал сотрудничать как фельетонист со столичными газетами («Гудок», «Рабочий») и журналами («Медицинский работник», «Россия», «Возрождение», «Красный журнал для всех»). В это же время он опубликовал некоторые свои произведения в газете «Накануне», выпускавшейся в Берлине. С 1922 по 1926 год в газете «Гудок» было напечатано более 120 репортажей, очерков и фельетонов М. Булгакова. Первый рассказ «Необыкновенные приключения» был опубликован в журнале «Рупор» № 2 за 1922 год.

В 1923 году Булгаков вступил во Всероссийский союз писателей. В 1924 году он познакомился с недавно вернувшейся из-за границы Любовью Евгеньевной Белозерской (1895—1987), которая в 1925 году стала его женой.

В № 4 и 5 Ежемесячного общественно-литературного журнала «Россия» за 1925 год были напечатаны первая и вторая части романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Белая гвардия», третья часть тогда так и не вышла по причине закрытия журнала. В феврале в альманахе «Недра» публикуются «Роковые яйца», а в июле у Булгакова вышла первая отдельная книга «Дьяволиада. Рассказы». Она была переиздана в следующем году. В середине 1926 года в Ленинграде вышла вторая книга — сборник рассказов в серии «Юмористическая иллюстрированная библиотека журнала „Смехач“», затем в этом же году — третья и последняя российская прижизненная книга писателя — сборник рассказов «Трактат о жилище», опубликованный в издательстве «ЗИФ».

В 1926 году ОГПУ провело у писателя обыск, в результате которого были изъяты рукопись повести «Собачье сердце» и личный дневник. Спустя несколько лет дневник был ему возвращён, после чего сожжён самим Булгаковым. Дневник дошёл до наших дней благодаря копии, снятой на Лубянке.

С октября 1926 года во МХАТе с большим успехом шла пьеса «Дни Турбиных». Её постановка была разрешена только на год, но позже несколько раз продлевалась. Пьеса понравилась Иосифу Сталину. Распространённое утверждение, что Сталин смотрел спектакль 15 раз, не находит никаких документальных подтверждений и вызывает сомнения. В своих выступлениях Сталин говорил, что «Дни Турбиных» — «антисоветская штука, и Булгаков не наш», но, когда пьеса была запрещена, Сталин велел вернуть её (в январе 1932 года), и до войны она больше не запрещалась. Однако ни на один театр, кроме МХАТа, это разрешение не распространялось. Сталин отмечал, что впечатление от «Дней Турбиных» в конечном счёте было положительное для коммунистов (письмо В. Биллю-Белоцерковскому, опубликованное самим Сталиным в 1949 году).

Одновременно в советской прессе проходит интенсивная и крайне резкая критика творчества Михаила Булгакова. По его собственным подсчётам, за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и 3 благожелательных. Среди критиков были влиятельные литераторы и чиновники от литературы (Маяковский, Безыменский, Авербах, Шкловский, Керженцев, Киршон и другие).

В конце октября 1926 года в Театре им. Вахтангова с большим успехом прошла премьера спектакля по пьесе Булгакова «Зойкина квартира».

В Москве в 1928 году прошла премьера пьесы «Багровый остров». У Михаила Булгакова возник замысел романа, позднее названного «Мастер и Маргарита». Писатель также начал работу над пьесой о Мольере («Кабала святош»).

В 1929 году Булгаков познакомился с Еленой Сергеевной Шиловской, которая стала его третьей, последней женой в 1932 году.

В 1930 году Булгаков работал в качестве режиссёра в Центральном театре рабочей молодёжи (ТРАМ). К этому году произведения Булгакова перестали печатать, его пьесы изымались из репертуара театров. Были запрещены к постановке пьесы «Бег» (запрещён в 1929 году после письма Сталину со стороны творческого объединения «Пролетарский театр»), «Зойкина квартира», «Багровый остров», спектакль «Дни Турбиных» снят с репертуара. Появившаяся в 1930 году «Литературная энциклопедия» (1930) в статье о нём заявляла: «Михаил Булгаков не сумел ни оценить гибели старого, ни понять строительства нового. Его частые идейные переоценки не стали поэтому источником большого художественного творчества… Михаил Булгаков вошел в литературу с сознанием гибели своего класса и необходимости приспособления к новой жизни. Принял победу народа не с радостью, а с великой болью покорности».

В 1930 году Булгаков писал брату Николаю в Париж о неблагоприятной для себя литературно-театральной ситуации и тяжёлом материальном положении. Тогда же он написал письмо Правительству СССР, датированное 28 марта 1930 года, с просьбой определить его судьбу — либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать во МХАТе. 18 апреля 1930 года Булгакову позвонил Иосиф Сталин, который порекомендовал драматургу обратиться с просьбой зачислить его во МХАТ.

В 1931 году за Булгакова хлопотал Горький, который в письме Сталину от 12 ноября сообщил: «мне прислали фельетон Ходасевича о пьесе Булгакова. Ходасевича я хорошо знаю: это — типичный декадент, …преисполненный мизантропией и злобой на всех людей… Но всюду, где можно сказать неприятное людям, он умеет делать это умно. И — на мой взгляд — он прав, когда говорит, что именно советская критика сочинила из «Братьев Турбиных» антисоветскую пьесу. Булгаков мне «не брат и не сват», защищать его я не имею ни малейшей охоты. Но — он талантливый литератор, а таких у нас — не очень много. Нет смысла делать из них «мучеников за идею». Врага надобно или уничтожить, или перевоспитать. В данном случае я за то, чтоб перевоспитать. Это — легко. Жалобы Булгакова сводятся к простому мотиву: жить нечем. Он зарабатывает, кажется, 200 р. в м-ц. Он очень просил меня устроить ему свидание с Вами. Мне кажется, это было бы полезно не только для него лично, а вообще для литераторов - «союзников» Их необходимо вовлечь в общественную работу более глубоко».

В 1932 году на сцене МХАТ состоялась постановка спектакля «Мёртвые души» Николая Гоголя по инсценировке Булгакова. В 1934 году Булгакову было дважды отказано в выезде за границу, а в июне он был принят в Союз советских писателей. В 1935 году Булгаков выступил на сцене МХАТ как актёр — в роли Судьи в спектакле «Пиквикский клуб» по Диккенсу. Опыт работы во МХАТ отразился в произведении Булгакова «Записки покойника» («Театральный роман»), материалом для образов которого стали многие сотрудники театра.

С этого момента (по воспоминаниям Елены Сергеевны Булгаковой и др.) здоровье М. Булгакова стало резко ухудшаться, он стал терять зрение. Врачи диагностировали у Булгакова гипертонический нефросклероз — болезнь почек. Булгаков начал употреблять морфий, прописанный ему в 1924 году, с целью снятия болевых симптомов. Следы морфия были обнаружены на страницах рукописи романа «Мастер и Маргарита» спустя три четверти века после смерти Булгакова. В этот же период писатель начал диктовать жене последний вариант романа «Мастер и Маргарита». Роман впервые был опубликован в журнале «Москва» в 1966 году, то есть спустя 26 лет после смерти писателя, и принёс Булгакову мировую известность.

С февраля 1940 года друзья и родные постоянно дежурили у постели М. Булгакова, почти утратившего речь. 10 марта 1940 года, на 49-м году жизни, Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. 11 марта состоялась гражданская панихида в здании Союза Советских писателей. Перед панихидой московский скульптор С. Д. Меркуров снял с лица М. Булгакова посмертную маску.

Тело Булгакова кремировали, прах захоронен 12 марта на Новодевичьем кладбище. На его могиле по ходатайству вдовы был установлен камень, прозванный «голгофой», который ранее стоял на могиле Н. В. Гоголя.

14 октября 1940 г. в Москве в Доме актёра состоялось траурное собрание, посвящённое памяти Булгакова.

Воспоминания В. Я. Лакшина из книги Е. С. Булгаковой «Воспоминания о Михаиле Булгакове»:

До начала 50-х годов на могиле Булгакова не было ни креста, ни камня — лишь прямоугольник травы с незабудками да молодые деревца, посаженные по четырём углам надгробного холма. В поисках плиты или камня Е. С. захаживала в сарай к гранильщикам и подружилась с ними (она вообще легко сходилась с простыми людьми — малярами, штукатурами). Однажды видит: в глубокой яме среди обломков мрамора, старых памятников мерцает огромный чёрный ноздреватый камень. «А это что?» — «Да Голгофа». — «Как Голгофа?» Объяснили, что на могиле Гоголя в Даниловском монастыре стояла Голгофа с крестом. Потом, когда к гоголевскому юбилею 1952 года сделали новый памятник, «Голгофу» за ненадобностью бросили в яму. «Я покупаю», — не раздумывая сказала Е. С. «Это можно, — отвечают ей, — да как его поднять?» — «Делайте что угодно, я за всё заплачу… Нужны будут мостки, делайте мостки от сарая к самой могиле… Нужны десять рабочих — пусть будут десять рабочих…»

Камень перевезли, и глубоко ушёл он в землю над урной Булгакова. Стёсанный верх без креста, со сбитой строкой из Евангелия, — он выглядел некрасиво. Тогда всю глыбу перевернули — основанием наружу.

Булгакова связывали дружеские отношения с Викентием Вересаевым, Максимилиан Волошиным. Однажды на именинах у жены драматурга Тренёва, его соседа по писательскому дому, Булгаков и Пастернак оказались за одним столом. Пастернак с каким-то особенным придыханием читал свои переводы стихов с грузинского. После первого тоста за хозяйку Пастернак объявил: «Я хочу выпить за Булгакова!» В ответ на возражение именинницы-хозяйки: «Нет, нет! Сейчас мы выпьем за Викентия Викентьевича, а потом за Булгакова!» — Пастернак воскликнул: «Нет, я хочу за Булгакова! Вересаев, конечно, очень большой человек, но он — законное явление. А Булгаков — незаконное!».

«Трудового графа» А. Н. Толстого Булгаков недолюбливал как за его бытовое (кутежи и прочее), так и за писательское поведение. Историческая драма Толстого и Щеголева «Заговор императрицы» о Распутине и Николае II была написана, фактически, по известному Толстому замыслу Булгакова начала 1920-х годов. Умение Толстого владеть разными пластами русской речи Булгаков оставлял без внимания, возможно, потому, что сам умел писать не хуже. Также, по мнению Булгакова, Толстому не делала чести слишком скорая эволюция взглядов на Петра Первого (ср. «День Петра» (1918), «На дыбе» (1929) и «Пётр I»), а в отношении опоры на источники романа «Пётр I», со слов Елены Сергеевны, Булгаков говорил, что мог бы написать такой роман в голой комнате без единой книги.

На выставке представлены книжные издания из фондов специальной библиотеки для слепых.

Книги, изданные рельефно-точечным шрифтом Брайля:

Булгаков, М.А. Собрание сочинений. В 5 т. Т. 2: Дьяволиада; Роковые яйца; Собачье сердце; Рассказы; Фельетоны [Текст Брайля] / М.А. Булгаков. — М.: МИПО РЕПРО, 2007. — 13 кн. — С изд.: М.: Художественная литература, 1989.

Булгаков, М.А.  Собрание сочинений. В 5 т. Т.3: Пьесы [Текст Брайля]. — М.: МИПО РЕПРО, 2011. — 14 кн. — Перепеч.: М.: Худож. лит., 1990. — Содерж.: Дни Турбиных; Зойкина квартира; Багровый остров; Бег; Кабала святош; Адам и Ева; Блаженство; Иван Васильевич; Александр Пушкин; Батум.

Булгаков, М.А. Собрание сочинений. В 5 т. Т.4: Пьесы; Жизнь господина де Мольера; Записки покойника (Театральный роман) [Текст Брайля] / М. А. Булгаков. — М.: МИПО РЕПРО, 2011. — 14 кн. — Перепеч.: М.: Худож. лит., 1990.

Булгаков, М. А. Белая гвардия [Шрифт Брайля]: роман / М. А. Булгаков. — 1-е изд. по Брайлю. — СПб.: Чтение ВОС, 2017. — 5 кн. — Перепеч.: М.: АСТ, 2011. — (Собр. соч. В 8 т. Т. 1).

Булгаков, М.А. Мастер и Маргарита. Письма [Текст Брайля] / М.А. Булгаков; ред. В.В. Седов; М.Б. Потешина. — М.: МИПО РЕПРО, 2010. — 13 кн. — Перепеч.: М.: Художественная литература, 1990. — ( Собр. соч. в 5 т. Т. 5.).

Булгаков, Михаил Афанасьевич. Собачье сердце [Шрифт Брайля]: повесть / М. А. Булгаков. — 1-е изд. по Брайлю. — М.: МИПО "Репро", 2020. — 2 кн. — Перепеч.: М.: Время, 2017 (12+) .

Книги, изданные плоско-печатным шрифтом:

Булгаков, М. А. Белая гвардия [Текст]: роман / М. А. Булгаков. — М.: Логосвос, 2012. — 480 с. — (Круг чтения. Изд. для слабовидящих). — Перепеч.: М. : Современник. 1987 .

Булгаков, Михаил Афанасьевич. Жизнь господина де Мольера; Театральный роман [Текст]: романы / М.А. Булгаков. — Уфа: Баш. книжное из-во, 1991. — 320 с.

Булгаков, Михаил Афанасьевич. Мастер и Маргарита [Текст]: роман / М. А. Булгаков. — СПб.: Азбука; Азбука-Аттикус, 2016. — 480 с. — (Мировая классика).

Булгаков, Михаил Афанасьевич. Собачье сердце. Белая гвардия. Дни Турбиных [Текст] / М.А. Булгаков. — М.: АСТ, Астрель, 2005. — 493 с. — (Библиотека школьника).

Булгаков, М. Собачье сердце. Роковые яйца [Текст] / М. Булгаков. — М.: Логос ВОС, 2009. — 379 с. — (Издание для слабовидящих). — Перепеч.: М.: Современник, 1987 

Булгаков, М. А. Великий канцлер; Князь тьмы [Текст] / М. А. Булгаков. — М.: Гудьял-Пресс, 2000. — 544 с. — (Гранд-Либрис).

Булгаков, М. А. Жизнь господина де Мольера [Текст] / М. А. Булгаков; подгот. текста, послесл. В. Лосева; коммент. Г. Бояджиева. — 4-е изд., доп. — М.: Молодая гвардия, 1991. — 223 с. — (Жизнь замечательных людей. Сер. биогр. Вып. 334).

Булгаков, М. А. Колесо судьбы [Текст]: повести, рассказы, фельетоны

1925-1927 гг. / М. А. Булгаков. — М.: Современник, 1990. — 559 с.

Булгаков, М. А. Романы: Белая гвардия; Театральный роман; Мастер и Маргарита [Текст] / М. А. Булгаков. — М.: Современник, 1987. — 752 с.

«Говорящие» книги на оптических СD-дисках

Булгаков, М. Белая гвардия; Театральный роман; Мастер и Маргарита [Электронный ресурс] / М. Булгаков; чит. И. Ерисанова. — М.: Логос ВОС, 2004. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): 30 ч 32 м 10 с.- Формат МР3. — (Говорящая книга для слепых). — С изд.: М.: Современик, 1987.

Булгаков, М.А. Белая гвардия [Электронный ресурс]:  автобиографический роман / М.А. Булгаков; чит. В. Самойлов. — М.: АРДИС, 2007. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): 11 ч 14 м. — Формат МР3. — (ХХ век. Русская проза).

Булгаков, М. А. Записки юного врача [Электронный ресурс] / М.А. Булгаков; чит. В. Самойлов. — М.: АРДИС, 2003. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): 8 ч 00 м. — Формат МР3. — (ХХ век. Русская проза). — С изд.: М.: Худож. лит., 1989. — (Собр. соч. В 5 т. Т. 1).

Булгаков, М. А. Мастер и Маргарита [Электронный ресурс]: Роман / М.А. Булгаков; чит. А. Ургант. — СПБ.: Метрополия, 2005. — 1 электрон. опт. диск (14 ч 56 м): формат МР3. — (Б-ка Стекольщикова).

Булгаков, М. А. Мастер и Маргарита [Электронный ресурс]: роман / М.А. Булгаков; чит. В. Самойлов. — М.: АРДИС, 2003. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): 16 ч 40 м. — Формат: МР3. — (ХХ век. Русская проза).

Булгаков, М. А. Собачье сердце; Театральный роман [Электронный ресурс]: Аудиоспектакли / М. Булгаков; исп. В. Татарский, Ю. Яковлев. — М.: БизнесСОФТ, 2005. — 1 электрон. опт. диск (4 ч 25 м): формат МР3. — (Аудиокнига).

«Говорящие» книги на флешкартах:

Булгаков, М. А. Белая гвардия [Звукозапись]: роман / Михаил Булгаков; чит. Г. Калмыков. — 1 фк. (10 час 7 мин). — С изд.: Запись с ориг. ИПТК "Логосвос", 2018.

Булгаков, М.А. Жизнь господина де Мольера [Электронный ресурс]: роман / М. А. Булгаков; чит. Н. Козий. — М.: Логосвос, 2016. — (8 час 47 мин). — С изд.: Киев: Днипро, 1989.

Булгаков, М. А. Жизнь господина де Мольера [Звукозапись] / Михаил

Булгаков; чит. Г. Калмыков. — 1 фк. (10 ч 11 мин). — С изд.: Запись с ориг. ИПТК "Логосвос", 2018.

Булгаков, М. А. Записки юного врача [Звукозапись]: рассказы / Михаил Булгаков; чит. Г. Калмыков. — 1 фк. (5 ч 39 мин). — С изд.: Запись с ориг. ИПТК "Логосвос", 2018.

Булгаков, М.А. Мастер и Маргарита [Электронный ресурс]: роман / М. А. Булгаков; чит. И. Литвинов. — М.: ООО "Треола", 2016. — (19 час 14 мин). — С изд.: Электронная база данных ООО "Треола".

Булгаков, М. А. Москва краснокаменная [Электронный ресурс]: сб. очерков о быте и нравах москвичей на рубеже веков / М. Булгаков; чит. В. Самойлов. — 1 фк. (4 час 13 мин). — С изд.: Электронная база данных ООО "Треола".
Булгаков, М.А. Театральный роман [Электронный ресурс] / Михаил Булгаков; чит. Г. Калмыков. — 1 фк. (9 ч 10 мин). — С изд.: Запись с ориг. ИПТК "Логосвос", 2018.

Булгаков, М. А. Театральный роман [Электронный ресурс] / Михаил Булгаков; чит. Г. Калмыков. — 1 фк. (9 ч 10 мин). — С изд.: Запись с ориг. ИПТК "Логосвос", 2018.

Поделиться

Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.