Методические рекомендации "Если в вашей семье родился малыш с дефектом зрения".
Башкирской республиканской специальной библиотекой для слепых изданыметодические рекомендации "Если в вашей семьеродился малыш с дефектом зрения". Советыпсихолога».
В издании рассказывается о развитиипознавательной активности ребенка в процессе жизнедеятельности,о компенсаторных функциях, возникающих вследствиенедостаточности зрительного анализатора.
Что может помочь ребенку с нарушенным зрениемв той или иной степени компенсировать дефицит информации об окружающеммире?
Развитие тактильных ощущений является неотъемлемой частьюорганизации нашей нервной системы и оказывает значительное влияниена формирование других органов чувств. Развитиетактильных ощущений способствует развитию речи, мышления, памяти,а также хорошо влияет на нервную систему —успокаивает малыша, помогает научиться концентрировать внимание. Тактильныеощущения помогают ребенку составить свое представление о свойствахпредметов и материалов, стимулируют развитие познавательных навыков.
Дети с ограничением или потерей зрения обладаюттаким же потенциалом для изучения движения, как и зрячие.Мы все имеем в изобилии «навигационныесистемы», которые используются для ориентациив пространстве. Зрение только одна из них, следовательно,наша задача — помочь детям с ограничениями зрениянастроиться как можно раньше на другие «навигационныесистемы». Если такая «перенастройка»не произойдет, обычно происходят задержки в определенныхобластях, таких как ползание и ходьба. В дополнение к этому,развитие навыков движения может стать менее динамичным, чем у зрячихдетей. Для родителей важно оказать дополнительную помощь ребенку, чтобыон укрепил необходимые мышцы и развил другие органы чувствдля того, чтобы обрести необходимую уверенность и хорошее ощущениеравновесия для обеспечения более динамичного овладения навыками движения.
При этом осязание играет огромную роль в процессезнакомства незрячего малыша с окружающими предметами. Руки заменяютслепому зрение, с их помощью он получаетпредставление о тех или иных предметах. Нужно поощрять желание слепогоребенка использовать свои руки для обследования различных предметови материалов, при этом родители, конечно же, должны понимать,что малыш сам не станет интересоваться многими вещами до техпор, пока ему не расскажут о них, — ведьон попросту их не видит!
В издании даны практическиерекомендации по развитию навыков, приведены упражнения, направленныена их развитие.

Макарим Хусаинович Тухватшин










