Книжная выставка произведений Мажита Гафури.

Книжная выставка произведений Мажита Гафури.

Абонемент Башкирской республиканской специальной библиотеки для слепых имени Макарима Хусаиновича Тухватшина представляет вниманию пользователей книжную выставку «Основоположник башкирской литературы», посвященную 140 –летию со дня рождения Мажита Гафури.

Мажит Гафури – советский поэт, писатель и публицист, писавший на татарском и башкирском языках. Его творчество оказало колоссальное влияние на национальную литературу Башкортостана и Татарстана и являлось зеркалом социальных взглядов прогрессивных слоев населения начала XX века.

Габдельмажит Нурганиевич Гафуров, так звучит полное имя Мажита Гафури, родился 8 июля 1880 года в деревне Зилим-Караново Уфимской губернии (сейчас это место относится к республике Башкортостан). Отец будущего поэта работал деревенским учителем. Чтобы прокормить большую семью (а Мажит был пятым ребенком), Нургани Гафуров вел небольшое хозяйство и учил детей только зимой – летом мужчина занимался пчеловодством.

Уже в детстве будущий поэт демонстрировал недюжинный интеллект: программу сельского мектебе, начальной мусульманской школы, освоил за 2-3 года, с 8 лет читал религиозные книги. В итоге отец взял его к себе в школу, и 11-летний мальчик помогал Нургани обучать других детей.

Желая сыну лучшей жизни и видя его острый ум, отец в 1893 году устроил сына в медресе – так называется аналог средней школы у мусульман – в соседней деревне Утяшево. Вскоре после этого Нургани Гафуров умер, а еще через полгода скончалась и мать юноши, оставив его круглым сиротой.

Дом, где родился Мажит ГафуриДом, где родился Мажит Гафури

После этого Мажит попробовал учиться в медресе Уфы, но для поступления ему не хватило денег. Осенью 1898 года юноша отправился пешком в Троицк, чтобы продолжить образование у ишана Зайнуллы Расулева. Там он проучился до 1904-го, хотя система религиозно-схоластического образования ему совершенно не нравилась и побуждала упорно заниматься самообразованием.

Юноша изучал языки: арабский, турецкий, иранский и русский, не пренебрегал историей и географией, интересовался восточной поэзией и классической русской литературой. Под конец учебы в троицком медресе Гафури уже позволял себе открытые высказывания против неудовлетворительной системы образования и нравов школы, а свободный нрав и харизма юноши даже сформировали вокруг него группу последователей.

Первое стихотворение Гафури было опубликовано в 1902 году. В «Шакирдам ишана» молодой поэт высмеял порядки медресе и преклонение учеников перед учителем, в чьих «высоких» моральных качествах Мажит сомневался. Разгневанный ишан запретил юноше жить в школе, и он вынужден был снять частную комнату, которая вскоре стала местом для сбора социально активной молодежи.

Затем была написана и первая поэма автора – «Сибирская железная дорога», содержание которой критиковало косное общество российских мусульман и призывало их оглядеться по сторонам и начать учиться у просвещенных людей и народов. С этого периода началась жизнь Гафури в качестве поэта и писателя просветительского толка.

Уехав в 1905 году в Казань, Мажит познакомился с татарскими интеллигентами: драматургами и писателями. В этот период творчество поэта приобретает еще более выраженную политическую и революционную окраску. Воодушевленный первой революцией, Гафури написал «Стихи радости», в 1906-м – остросоциальный рассказ на татарском «Голодный год, или проданная девушка», в котором поднял страшную тему сексуального рабства женщин из низших слоев общества.

Мажит Гафури с драматургами Хабибуллой Ибрагимовым и Даутом ЮлтыемМажит Гафури с драматургами Хабибуллой Ибрагимовым и Даутом Юлтыем

После реакции на события Петра Столыпина Мажита занесли в список людей, вызывающих подозрение, что вынудило Гафури бежать сначала в казахские степи, а затем – в Уфу. Преследования поэта по политическим мотивам закончились только в 1917 году.

В 1907-м Гафури нашел учебное заведение, отвечающее его воззрениям: благодаря полусветскому медресе «Галия» в 1909 году Мажит, наконец, сумел получить высшее образование. После этого поэт занялся, помимо собственного творчества, сбором национального фольклора. Также в его поэзии появляется басенный жанр, причем Гафури наполняет свои басни национальным колоритом.

В период с 1909 по 1913 годы в творчестве Мажита появляется и романтическая составляющая, но даже при этом идеи патриотизма и борьбы против несправедливости продолжают лидировать и в лирических произведениях. Сильное влияние на творческую биографию поэта оказала Первая мировая война. В этот период в произведениях Гафури начинают подниматься вопросы существования Аллаха, что привело к негативному восприятию поэта мусульманским духовенством тех времен.

Великую Октябрьскую революцию Мажит встретил с воодушевлением, возлагая и на нее, и на гражданскую войну большие надежды. В стихах и рассказах Гафури появились оптимистические мотивы – он искренне верил, что состоялось освобождение народа и угнетенных слоев населения. Это ярко видно в торжественных одах «Своему сердцу», «Дни освобождения», «В честь свободы».

В 1923 году Башкирский центральный исполком оценил вклад Гафури в национальную культуру. Мажиту присвоили звание народного поэта Башкирской Республики, а также оказали всемерную поддержку, чтобы поэт мог заниматься написанием книг. С 1924 по 1929 годы Мажит, помимо поэтической и писательской деятельности, трудился в редакции татарской газеты «Новая деревня» (Яна Авыл).

Этот период оказался богатым на прозу: Гафури написал повести «Ступени жизни» и «Черноликие», причем последняя признана шедевром национальной литературы. Также творчество мужчины соприкоснулось с театром: он создал пьесу «Красная звезда», написал либретто к опере «Эшсе».

В первой половине 1930-х годов в творчестве Гафури, помимо социалистических мотивов, появилась критика зарубежного политического строя. В произведениях «За океаном», «Заграничные враги» и «В мире капитала» он клеймил империализм, колониальную политику и ущемление прав человека.

В личной жизни Мажита Гафури было место только для одной женщины – его жены Зухры Камалетдиновны Насыровой, которую поэт в письмах называл Зухра-ханум. Она происходила из семьи портных, была очень образованной, преподавала в уфимском приюте для девочек национальную литературу и татарский язык. Также для поддержания семьи Зухра продолжала шить.

Мажиту Гафури супруга стала самым близким человеком, помощницей во всех начинаниях, близким другом и музой. В браке родились двое сыновей: Анвар и Халит. Судя по семейному фото 1922 года, нравы в семье, несмотря на религиозное образование Гафури, были светскими – Зухра одета в обычный женский костюм.

Мажит Гафури умер 28 октября 1934 в Уфе, причиной смерти стал туберкулез. Поэта похоронили в городском ЦПКиО имени Александра Матросова.

Дом поэта на улице Гоголя впоследствии стал музеем Мажита Гафури. Также в Уфе, где поэт прожил 11 лет, ему в 1978 году установили памятник, ставший культурным достоянием города.

На книжной выставке представлены издания из фондов специальной библиотеки.

Книги, изданные рельефно-точечным шрифтом Брайля:

Гафури, Мажит. Избранное [Текст Брайля] / М. Гафури ; техн. ред. по Брайлю Н. А. Юдина; ред. по Брайлю Ю. Р. Иштимерова .— Уфа : БРСБС, 2008 .— 3 кн.

«Говорящие» книги на СД-оптических дисках:

Гафури, М. ПОВЕСТИ [Мультиязыковый электронный ресурс] / ; чит. Р.Каримова (баш.), М. Апраксина(рус.) .— Өфө : БРСБС, 2008 .— 2 электрон. опт. диска(CD-ROM): 23 ч 5 м 47 с.- Формат МР3 .— (Золотая коллекция электронных башкирских книг) .— С изд.: Уфа: Китап, 2005(баш.); М.: Сов. писатель, 1981(рус.)

Гафури, М. . Стихи [Электронный ресурс] : на баш. яз. / М. Гафури ; чит. М. Ямалова,; звукооператор В. Бессольцев; отв. за вып. А. Аминева .— Уфа : БРСБС, 2015 .— 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): : Формат МР3 .— С изд.: Уфа: Информреклама, 2006; Анкара, 2011.- (12+) .— Гафури М. Стихи. на баш. яз. чит. М. Ямалова. звуч. 4 ч.12 м.zip.

Гафури, М. . Стихи [Электронный ресурс] / М. Гафури ; чит. Г. Евдищенко; Звукооператор В. Бессольцев; отв. за вып. А. Аминева .— Уфа : БРСБС, 2015 .— 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): .— С изд.: Уфа: Фонд культуры "Мажит Гафури - ХХ1 век", 2010.-(К 135-летию со дня рождения).- (12+) .— Гафури М Стихи. чит. Г. Евдищенко. звуч. 3 ч. 12 м.zip.

Книги, изданные плоско-печатным шрифтом:

Гафури , Мажит. Служу добру, но горек мой удел. [Текст] : стихи / М. Гафури ; сост. Л. Камаева, М. Гафуров .— Уфа : Изд. Фонда культуры "Мажит Гафури - ХХ1 век", 2010 .— 38 с. — ( Мажиту Гафури - 130 лет!) 

Гафури (Ғафури), Мажит (Мәжит). Мир, созданный любовью [Текст] = Был донъяны тотоп торған мөхәббәт : стихи (шиғырҙар) : на баш. и турец. яз. / М. Гафури .— Анкара, 2011 .— 294 с .— ISBN 978-975-7213-35-2 (250,00) .

«Говорящие» книги на магнитофонных касетах:

Кэрами, Р. ПРОКЛЯТАЯ ДОРОГА; ГАФУРИ М. ЧЕРНОЛИКИЕ [Звукозапись] : роман, повесть : на тат.яз. / Р. Кэрами, М. Гафури ; чит. И. Фэиз, Ф. Жихан .— Уфа : БРСБС, 1994 .— 4 мфк. (14 ч.): 2, 38 см/с, 4 дор. — С изд.: К АЗАНЬ, РСБС, 1994. (ТАТ. ЯЗ. )

Гафури, Мажит. Повести и рассказы : На баш. яз. / М. Гафури ; Читает Р. Каримова .— Уфа : БРСБС, 2004 .— 4 мфк. (15 ч.): 2, 38 см/с, 4 дор. — С изд.: Уфа: Баш. кн. изд-во, 1979. - (Собр. соч.: В 4 т. Т. 4). (Баш).

Поделиться

Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.